Просматривая ролики про столкновения между русскими и мусульманами, я узнал про убийство священника Даниила Сысоева за высказывания об исламе. Меня привлекла эта история, потому что казалось, что все боятся затрагивать тему ислама, и влияния её на людей.
Еще больше меня поразило то, что этот смелый священник на вид мне казался тем, кого в школе все били, и который не мог сказать и слово представителю противоположного пола не пропотев насквозь от волнения. Он был даже чем-то похож на моего бывшего одноклассника, у которого не было друзей, и который избегал общения, несмотря на то, что мы часто пытались вытащить его погулять хотя бы на часок. Мне понравился этот священник с неопрятными волосами и глупым видом (так мне тогда казалось), хотя к Церкви я продолжал относиться с подозрением.
Спустя небольшое время (это было летом 2012 года) я был приглашен на свадьбу двоюродной сестры на Украину в Днепропетровск. Рано утром я шел на электричку в Москву, и от избытка времени зашел в Храм Рождества Иоанна Предтечи, который находится на полпути от того места, где я жил до вокзала.
Я прибыл в Москву на Савеловский вокзал, сел на метро, на Курский вокзал, у меня было много времени, и я решил зайти в находящуюся прямо внутри вокзала часовню святой Матроны Московской. Мне попалась на глаза листовка, в которой были рассказы двух бабушек про то, как им являлась святая Матрона в этой часовне. “Видно у бабулек от старости крыша поехала”, – подумал я. И тут я заметил книги и брошюрки того самого убитого священника, среди которых была “Замуж за неверующего” и многие другие. Мелькнула мысль: “Вот и тут он молодец, если в брошюре критикует тех подстилок, которые выходят за мусульман, и размывает нашу славянскую кровь”. Я заметил еще одну книгу, которая могла быть мне интересна. Это была книга “Кто как Бог?”. Мне показалось, что отец Даниил интересовался теми же вопросами, что и я.
В то время меня интересовало когда у человека появляется самосознание. Если наше сознание появляется с момента зачатия, то я должен был помнить, как жил внутри утробы, или у меня должен был быть там мозг. Если же в процессе развития в утробе матери, или роста в “мире”, то в какой именно момент оно появилось. Или же оно развивается от примитивного к сложному? Но ведь ты либо можешь сказать :”Я есть”, либо не можешь. Также меня интересовал близкий к этому вопрос о возниконовении вселенной.
Я специально изучал многих философов и психологов, чтобы получить ответ, но выше всего мне казалось учение Ницше его среднего периода, и индийского учителя Шри Ауробиндо, который излагает классическое восточное мировоззрение (только намного лучше продуманное) о том, что вся история вселенной – история того, как вселенная “вспоминает себя”, и как она в процессе эволюции приобретает самосознание. На данном этапе это люди, но в конце будет некий сверхчеловек, в котором сольются сознания всех и всего, который даже уже не будет человек в нашем понимании. Также мое мировоззрение на тот момент несло опечатки неоязычества, нацизма, чувства бессмыссленности жизни и декаданса.
“Посмотрим, что пишут на эту тему попы”, – подумал я, и решил, что мне будет чем заняться за 18 часов, что предстояло провести в поезде. Когда мы тронулись, я решил отбросить все возникающие за и против, чтобы получить как можно более объективное мнение на взгляд этого священника о сотворении мира. Тут меня неприятно удивило то, что он много цитировал Библию и святых отцов, хотя, как математик, я оценил, что если принимять слова библии и святых отцов за истину, то отец Даниил делает абсолютно верные и строго логичные выводы, несмотря на эмоцианальность подачи.
Он мне казался каким-то гениальным безумцем (мне сразу вспомнился труд итальянского психолога Ломброзо “Гениальность и помешательство” про связь гениальности и безумия), который сошел с ума и верил во всякий бред, но при этом сохранил четкую логику. Тогда у меня возникла мысль, которую я потом встретил у святых отцов относительно самого Господа, адресованные сомневающемуся в Божественности Христа: “Либо он безумец, либо лжет, либо говорит правду”. На лжеца он не был похож, так как он несомненно сам верит во все, что пишет. Мне казалось, что я чувствую его какую-то радость, как будто этот весь бред был правдой. Возникало чувство, как будто этот Христос уже пришел и дал ему Царствие Небесное.
“Э, мужик, ты мне своей Библией голову не промоешь”, – сказал я про себя ему как живому, потому что вообще с трудом верилось, что человек, который так живо пишет, мог быть мертв, – “но ваше учение про возникновение вселенной я просмотрю, чтобы знать еще одну точку зрения на возникновение мира”. Когда я отложил книгу, я подумал: “если бы Евангелие было правдой, то из всех христианских церквей, та, которая имеет отношение ко Христу это Православная”, так как я был поражен, что какое-то общество может на протяжении тысячелетий сохранять одно и тоже учение, не изменяя его под влиянием науки иобщества, и при этом не исчезнуть, превратившись в абсолютно нежизнеспособную в современности организацию. Хотя учение Церкви и казалось мне ложным, но я удивился его непротиворечивости и самосогласованности, а также тому, что эти “аксиомы православия” не изменялись за века, и все их святые четко их держались. Это мне показалось чем-то удивительным.
Через некоторое время последовал ответ на мое обращение. Это не был не голос с неба, и не “дыхание бурно”, но сделал это со мною Бог. Я думаю, что это связано с тем, что я в этот день ставил свечку в храме и часовне, и обращался к отцу Даниилу как живому. Вообще он был такой “живой” судя по строкам его книги, что не верилось, что он может быть мертв.
Я лежал на второй полке и не помню о чем, думал, и вдруг в какой-то миг мое мировоззрение абсолютно полностью изменилось. Я за эту долю секунды вдруг в глубине души стал уверен, что Бог сотворил мир за 6 дней, что Он Всемогущ и Всеведущ, что мы согрешили, и мир, оставаясь прекрасным, стал нести смерть и злобу, что Он создатель всех людей, что наши души вечны, что они даются в момент зачатия, что мы будем воскрешены, что Бог будет судить нас за каждую мелочь, что смерти больше нет и она упразднена, и многое другое.
И даже в то, что бабушки видели блаженную Матрону по-настоящему. Я чувствовал радость и восторг, чувствовал, что вечность, и даже больше, вечная радость открыта для нас, что этот далекий и недостижимый Бог в тоже время в любом месте рядом. Все это произошло со мной за долю секунды, я удивлялся, как человек за столь малое время может получить столь много информации, более того, чтобы эта информация стала для него основой его мировоззрения, и вытеснила все, что считалось истиной до этого. Я понял, что теперь я православный.
Скажу только, что я прочитал еще и брошюру про то, как часто надо причащаться, в Днепропетровске я беседовал с батюшкой из соседнего храма. Отгулял свадьбу сестры. На обратном пути в поезде со мной ехала женщина, которая увидев книгу Даниила Сысоева сказала, что это хорошо, и чтобы, когда я окрепну, читал и святых отцов. Когда вернулся, стал соблюдать Успенский Пост. Пока не стал регулярно причащаться меня преследовали нечеловеческий страх и ужасные видения, которые весьма трудно описать. Несколько месяцев все свободное время я посвящал чтению святых отцов, которые писали про догматы, меня поражало то, насколько точно отец Даниил следовал им.
Если я видел книгу отца Даниила, которой у меня еще не было, я сразу ее покупал и прочитывал чуть-ли не за один присест. Также я любил смотреть его диспуты и лекции. Он был точно таким же, как и в книге, мне казалось, у него не мог быть другой голос. Иногда включаю видео с ним, и чувствую радость от его вида и даже голоса. Я думаю дело в его ревностной нацеленности исключительно на Бога и на раскрытие Божественной истины для своих ближних.
Владислав Савушкин, Дубна, Московская область
15 августа 2016 г.
Источник: БФ “Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева”